Языки в Татарстане подрезали
14 сентября 2004 года

Утвержденная Госсоветом Республиканская программа "по сохранению, изучению и развитию госязыков РТ и других языков в РТ" на 2004 - 2013 гг. грозит отбросить научную общественность Татарстана с передовых бюджетных рубежей далеко назад. Нет, конечно, бесплатно сохранять, изучать и развивать сотрудникам Академии наук пока еще не предлагают - но уже предложили делать это не за сверхнормативное бюджетное финансирование, а почти за одну зарплату. Это произошло стараниями республиканского минфина, неожиданно поддержанного президентом.

А начиналось все для академии и министерств так славно!.. 195 тыс. рублей плюсом к текущему финансированию на "анализ федерального и международного законодательств по вопросам языковой политики"! Регламентация использования госязыков во внутриведомственном делопроизводстве, разработка положения об использовании их же в "наглядной информации", разработка "перечня должностей работников народного хозяйства, подлежащих аттестации на знание госязыков" - каждое из этих исследовательских усилий должно было добавить к текущему финансированию мистическую сумму в 77,5 тыс. рублей. Но не добавит. Жестокосердый минфин решил, что как раз за это бюджет уже платит зарплаты работникам умственно-регламентирующего труда.

И ровно ту же сумму - 77,5 тыс. руб. - должна была принести минторгу разработка "положения об использовании языков в потребительской сфере"... Так эту графу вообще зарубили! Как мы теперь будем решать, на котором из госязыков обращаться к продавцу второй категории, а на котором к заместителю начальника ЖЭКа - ума не приложу...

А "мониторинг общественного мнения по этноязыковой ситуации в РТ", который теперь не будет проводить Академия наук на сумму 2 млн. 390 тыс. руб.!.. А "ежегодный форум преподавателей татарского языка с участием преподавателей из регионов РФ", которому отказали в каких-то двух миллионах рублей, посадив всего-навсего на "текущее финансирование" (надо думать, из средств минобраза)!.. Слов нет, как жаль.

Такими нецивилизованными методами программу ужали примерно на 25 млн. рублей, доведя предполагаемые объемы ее финансирования до малозаметной суммы в 121,8 млн. рублей. Из программы изъяли даже расходы на татарские СМИ, издаваемые в других регионах России, на "межрегиональные научно-практические конференции по вопросам обучения татарскому языку в регионах РФ и странах ближнего и дальнего зарубежья"...

И получается, что если даже госязык кого-то и сможет довести до Киева - то не за казенный счет. Хотя известно, что цивилизованные чиновники не в пример сообразительнее наших отсталых предков. Так что не исключено, что закон не станет препятствием к языковому прогрессу.
Марина ЮДКЕВИЧ,"Вечерняя Казань"

Социальная поддержка непрямого действия
На минувшей неделе в Госсовет РТ поступил разработанный в кабмине законопроект "Об адресной социальной поддержке населения в РТ". Представившая его президиуму ГС 7 сентября вице-премьер Зиля Валеева от имени правительства настаивала на рассмотрении этого проекта депутатами уже на заседании парламента 9 сентября. Понятно, что президиум не мог пойти на столь грубое нарушение регламента, и рассмотрение законопроекта на сентябрьском заседании не состоялось. Что, впрочем, уже не может изменить характера закона.

Какую именно законодательную поддержку хочет гарантировать правительство нуждающимся в социальной защите гражданам и почему оно так спешило зафиксировать это благодеяние именно в форме представленного законопроекта? Возможны два ответа. Либо этот документ проработан и просчитан настолько тщательно, что Госсовету не остается ничего, как автоматически его визировать... Либо Госсовету в любом случае не остается ничего другого.

Что касается проработки... Описание всей "адресной социальной поддержки" у кабмина заняло 8 страниц с небольшим хвостиком. Включая почти страничное объяснение: что такое, в частности, "семья с детьми", и чем она отличается от "малоимущей семьи с детьми", и кто такие "малоимущие пенсионеры", и чем они отличаются от "малоимущих граждан" и т.п. Социально поддерживать предлагается восемь категорий граждан: ветеранов Великой Отечественной и тружеников тыла, ветеранов труда, реабилитированных граждан, жертв политрепрессий, детей-сирот и семьи с детьми, пенсионеров, бюджетников и просто малоимущих. Пока все замечательно, не так ли? Теперь следите за руками. Вот только два примера.

Ветеранам перечисленных категорий, реабилитированным и жертвам репрессий предполагается давать ежемесячную денежную выплату. Какую? Размер не указан. Заделать эту прореху при обычной процедуре доработки законопроекта Госсоветом нельзя - очень сложна система подсчета, она может осуществляться только "внутри" верстки бюджета минфином.

Всем категориям "социально поддерживаемых" обещают давать субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг. В каком размере? И на этот вопрос нет ответа. В документе, разработанном кабмином, сказано лишь, что субсидии должны предоставляться, если стоимость этих услуг выше "максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи" - но кем, по предложению кабмина, устанавливается этот "максимум"? Самим кабмином. И как часто кабмин вправе пересматривать этот "максимум"? Нет ответа...

И этот пункт "социальной защиты по-кабминовски" не может быть исправлен при обычной доработке законопроекта. Потому что закон должен быть принят не позже закона о бюджете на будущий год, а бюджет уже просчитан. Так что, вероятнее всего, представляя в Госсовет проект закона непрямого действия - закона-пустышки, кабмин исходил из того, что парламенту ничего не остается, как только проголосовать и отдать "социально защищаемых" под полный патронаж родного правительства.

Марина ЮДКЕВИЧ,"Вечерняя Казань"